Меню сайта
Образование
Коротко о нас





Анонс


Это важно




Поделись ссылкой
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 181
Школа детского актива и социального проектирования «Лидер»

Творческое объединение
"Успех"
Творческая студия "Журналята" Методическая
копилка
Программы Открытый смотр – фестиваль Педагоги    

 

Как говорят китайцы, путь в несколько миль начинается с одного маленького шага.
Очень часто мы недооцениваем силу маленьких шагов, не веря, что таким образом можно чего-то достичь.
 
Ежегодно доказывают правоту "маленьких шагов" и ребята начальной  школы, представляя свои реализованные социальные проекты на открытом смотре - фестивале "Маленькими шагами в большие дела". Смотр-фестиваль  (далее - Фестиваль) проводится в рамках реализации педагогического проекта «Агентство детских социальных проектов», главными участниками которого являются учащиеся начальной школы. Инициатором фестиваля является муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Искитима. Форма проведения мероприятия в виде фестиваля была выбрана не случайно, ведь она предполагает творческую встречу единомышленников: детей, родителей, педагогов. Всех участников фестиваля объединяло желание научиться видеть и решать возникающие социальные проблемы. Кроме этого фестиваль – это возможность публичного признания личных достижений обучающихся. Социальный эффект фестиваля заключается в привлечении внимания администрации города и всех его жителей к проблемам социально-значимой деятельности с позиции младших школьников, оказание помощи детям в реализации социальных проектов. Обучающиеся, создавая авторские проекты по тем номинациям, которые их интересовали, отыскивали нестандартные, оригинальные идеи для их решения. В обсуждения были вовлечены как взрослые, так и дети. Красочные презентации, убеждённость выступающих, содержательно интересный замысел, фактический результат реализации – всё это подтверждало значимость и актуальность выбранных проектов.
    Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции. Достичь этого результата в рамках традиционного обучения отдельными школьными дисциплинами невозможно, поскольку освоение теоретических знаний в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такое направление работы с младшими школьниками, как социальное проектирование, именно это направление ФГОС начального общего образования включается в число приоритетных.
 Особая роль в получении определенных знаний по данному направлению принадлежит внеурочной деятельности, где обучающимся предоставляются широкие возможности для формирования социальных навыков. Педагогический проект «Агентство детских социальных проектов», (в рамках ФГОС) способствовал развитию социального творчества младших школьников. По личной инициативе ребят, конечно при поддержке взрослых, разрабатывались и реализовались социальные проекты, которые были представлены на фестивале детских социальных проектов «Маленькими шагами в большие дела».
Основными концептуальными идеями фестиваля стали ведущие принципы гуманистической педагогики:
  • идея коллективной творческой деятельности;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • творческий подход к любой деятельности;
  • идея воспитания в коллективе и через коллектив;
  • идея целенаправленной деятельности детей, носящей общественно-значимый характер.
Базируясь на сформулированных концептуальных идеях, нами были определены следующие приоритетные организационно-педагогические принципы, на которых и строилась вся работа фестиваля:
Принцип поддержки социально творческой инициативы. В данном случае фестиваль рассматривался нами как благоприятная ценностно-ориентированная среда поддержки различных проявлений детской социально творческой инициативы, взаимного понимания, признания и принятия социального опыта детей, а также совместное продуцирование гражданских ценностей детьми и взрослыми.
Принцип коллективности. Любое проявление социально-ориентированной творческой деятельности детей осуществляется в рамках определённых детско-взрослых сообществ. Педагог выступает при этом как партнер–наставник, реализуя приемы модерации и практического сотрудничества. Данная позиция педагога сохраняется и на фестивале.
Принцип доминирования игровых технологий. Фестиваль обязательно проводится с использованием различных игровых технологий, что обусловлено возрастными особенностями детей. Яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы характерные черты данного возрастного периода.
Проведению открытого городского смотра-фестиваля детских социальных проектов «Маленькими шагами в большие дела» каждый год предшествует серьёзная подготовительная работа: подготовка положения, составление программы, приём заявок и др.
 На фестиваль приглашаются все желающие дети, готовые представить свои реализованные социальные проекты по следующим номинациям:

** «Твой выбор» (проекты, направленные на создание условий для формирования знаний, навыков и культуры безопасного поведения).

** «Маленький гражданин» (проекты, направленные на создание условий по патриотическому и гражданскому воспитанию личности).

** «Здоровым быть - здорово!» (проекты, направленные на создание условий по профилактике и охране здоровья детей, пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта).

** «Творческий полет» (проекты, направленные на создание условий по формированию художественно – эстетических способностей и научно – познавательных навыков).

** «Пешком по Новосибирской области» (проекты, посвященные празднованию 80 – летия Новосибирской области и направленные на улучшение социокультурного пространства жизнетворчества младших школьников).

** «Мой город маленький, но яркий…» (проекты, посвященные празднованию 300 – летия города Искитима и направленные на формирование интереса детей к истории родного города)

** «Семейный проект» (проекты, реализованные семьей с детьми в возрасте 6-11лет по любой из номинаций, представленных выше).

Заранее формируется жюри фестиваля (совет экспертов) постоянными членами которого являются преподаватели Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (кафедры педагогики и психологии), представители администрации и управления образования города Искитима, учителя начальной школы.
Так как работа фестиваля предполагает организацию широкого спектра проявления творческих инициатив, организации общения детей и взрослых в режиме глубокого эмоционально-содержательного погружения, он требует особого времени и места для своего проведения. Таким временем выбран конец учебного года, а база - МАОУ ДО «Центр дополнительного образования».
 Одна из важных составляющих подготовительного этапа – разработка методических рекомендаций, пособий по социальному проектированию, а также проведение цикла семинаров и обучающих курсов для взрослых-тьютеров.
Фестиваль для участников начинается с мастер-классов по ДПИ, подготовленный детьми и педагогами школы народных художественных ремёсел «Древо» нашего учреждения. Мы считаем, что мастер – классы способствует положительному настрою к защите проекта и снижению психологической напряженности перед выступлением. Темы таких мастер-классов разнообразны: «Обереговая кукла», «Кукла-колокольчик», «Декупаж тарелки» и т.д.
Продолжается фестиваль праздником торжественного открытия, который носит не столько официальный, сколько живой, эмоционально-располагающий характер. Это красиво оформленное и веселое театрализованное представление с участием детей, педагогов и гостей.
Основной этап фестиваля – защита реализованных социальных проектов участниками.
 Учитывая, что значительная часть зрителей и участников – дети младшего школьного возраста, а защита проектов длится довольно долго, куратор включает в процесс работы игровые паузы.
В течение трёх прошедших фестивальных лет форма работы совета экспертов менялась. В начале нашего фестивального проекта в состав совета экспертов входили люди разных специальностей, которые видели свою задачу в том, чтобы найти в каждом из многих социальных проектов наиболее сильную черту и сформулировать ее для заключительного награждения всех участников фестиваля. В результате все авторы проектов участвовали в награждении, а их взрослые-тьютеры получали авторитетное экспертное подтверждение того, что они достойны поддержки на местах.
 Вместе с тем, это не означало «уравнительного» подхода к реализованным проектам, ведь каждый взрослый-тьютер понимал разницу между наградой «за инициативный и ответственный подход к решению вопроса сохранения здоровья» и, к примеру, «за использование какого-либо нетрадиционного способа решения актуальной проблемы». Сравнивая свои проекты с другими, он мог, следовательно, ориентироваться в критериях и совершенствовать в дальнейшем работу своих обучающихся.
Заключительный этап фестиваля – закрытие. Он обычно включает в себя гала-концерт с награждением лауреатов и дипломантов I и II степени в каждой номинации. И, разумеется, каждый автор, защитивший на смотре-фестивале свой социальный проект получает диплом участника.
 Важно отметить и то обстоятельство, что каждый проект создается в соавторстве: ребенок – учитель – родитель, поэтому на смотре-фестивале каждому родителю и учителю вручается благодарственное письмо.
 
 Положение об открытом смотре-фестивале детских социальных проектов «Маленькими шагами в большие дела»